Читающая планета





Posted Втр, 02/14/2012 - 15:54 by ollitvin

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 399

СОГЛАСОВАНО

с Управляющим советом,

протокол № 4 от 08.02.2012 г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ГБОУ СОШ № 399

_______________ О.В. Мерзляков

Приказ № 34/1 от 08.02.2012 г.

Программа «Читающая Планета – 399»

Начальная школа - это важнейший этап образования каждого человека. В связи с введением нового ФГОС главными задачами современной школы, является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Таким образом, на первый план выходит личность школьника, способность его к самостоятельному целеполаганию, самоорганизации, самостоятельному решению проблемы и рефлексивному анализу своей деятельности.

Обучение чтению входит в систему формирования учебной деятельности. Своеобразие чтения состоит в том, что оно является не только предметным (специальным), но и общеучебным умением, от которого зависит успешность обучения ребёнка по другим предметам. Чтение как один из видов речевой деятельности соотносится с общей структурой деятельности, в том числе и учебной, поэтому навык чтения не может формироваться полноценно без мотивации учения, без наличия ориентировочных и исполнительских действий в процессе его освоения, а также без воспитания при этом у учащихся чувства самоконтроля и самооценки.

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

- общий спад интереса к учению, обилие источников информации помимо чтения;

-несовершенство обучения чтению, отсутствие системы целенаправленного формирования читательской деятельности;

- у обучающихся не сформированы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления;

- низкий уровень развития у младших школьников способности самостоятельно мыслить, искать новые сведения, добывать необходимую информацию в итоге делают практически невозможными процессы самообучения, саморазвития,самовоспитания.
В связи с этим ведущей идеей является поиск средств, способов такой организации учебного процесса, в ходе которой произойдет освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что ребенком эффективно применяются и успешно запоминаются лишь те сведения, которые получены в результате самостоятельного поиска. Ребенок должен уметь самостоятельно находить и обрабатывать материал, анализировать и систематизировать полученную информацию. Систематически организованная работа позволяет ребенку без затруднений выполнять поставленные задачи, ведет к глубокому и прочному усвоению материала.

Цель обучения чтению: исходя из общей задачи развития личности ребёнка, начальная школа должна сформировать младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения (на уровне данного возраста), способами самостоятельной работы с читаемым текстом и детской книгой (то есть умениями читательскими, речевыми, учебными), обладающего определённой начитанностью, нравственно-эстетическим и гражданским развитием.

Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:

1) Развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность:

2) Воспитывать средствами чтения у ребёнка гражданские чувства и активное отношение к читаемому:

3) Сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем (среднем) звене школы:

4) Научить полноценно воспринимать художественные и научно-познавательные тексты в их специфике, а также работать с учебной и детской книгой

Воспитание сознательного читателя в начальной школе предполагает овладение навыком чтения, культурой чтения, слушания, говорения, сформированность навыков работы с разными видами текстов, то есть развитие начитанности, эмоциональной отзывчивости на читаемое, творческой активности, определенной самостоятельности и элементарной способности воспринимать художественное произведение в его специфике как искусство слова.

В содержании обучения чтению одновременно должны развиваться все его линии:

Год чтения - Территория Детского Чтения

В реализации проекта примут участие учащиеся 1 – 11 классов, ...
Торжественное закрытие проекта – май 2011 года. ... «Самая читающая
школа».
http://kids.chtenie-21.ru/projects/8/16

1) усвоение форм, видов и способов чтения;

2) формирование понимания литературы как искусства слова;

3) расширение круга чтения и слушания чтения детских книг;

4) связь чтения со всеми видами речевой деятельности.

Читательская деятельность предполагает правильную организацию восприятия, понимания, воссоздания и воспроизведения читаемого текста. И от того, как этот процесс будет осуществлён – целенаправленно или спонтанно, творчески или формально, пробудит ли он эмоции и активное отношение к читаемому, зависит, каким станет читатель.

Выпускник начальной школы должен владеть изучающим чтением: осознанно, правильно и достаточно выразительно читать незнакомый текст целыми словами вслух (75-90 слов в минуту) и «про себя» (на 50 и более слов быстрее, чем при чтении вслух).

При чтении художественных произведений выпускник начальной школы должен обнаружить понимание темы и содержания произведений, определять последовательность, причинность, смысл описываемых событий, авторское и своё отношение к героям, их поступкам, событиям, проявлять эмоциональную отзывчивость к событиям, героям, оценивать поступки героев и разбираться в мотивах их поведения; сопоставлять поступки героев; уметь подробно, кратко и выборочно рассказывать о прочитанном, высказывать свои суждения.

При чтении научно-популярных текстов учащиеся должны понимать смысловые связи частей текста и весь текст в целом, вычленять главное, обобщать и делать выводы.

Четвероклассник должен ориентироваться в детской и учебной книге для чтения, практически различать стихотворение, рассказ, басню и сказку, оценивать самостоятельно прочитанные книги, доступные пониманию детей этого возраста.

Сроки реализации образовательной программы: 4 года, которые делятся на 4 периода. При этом продолжительность периодов является ориентировочной — она определяется не временем, а результатами, о которых можно судить по качеству формирования навыков чтения и формирований умений работать с текстом.

Формы занятий:

• по количеству детей, участвующих в занятии, — преимущественно коллективная, групповая, индивидуальная;

• по особенностям коммуникативного взаимодействия: игровые уроки, конкурсы, фестивали, классные часы, семейное чтение;

• по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Содержание знаний, умений и навыков.

ОБЪЕКТ ЧТЕНИЯ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ НАВЫКИ ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ 1 2 3 4 1 класс

Звуки, буквы, слово, предложение, простейший текст

Ориентировка в речевом потоке, различение звуков и букв, умение слушать чужое чтение

Умение понимать предметное содержание текста, отвечать на вопросы, пересказывать небольшой текст ( с помощью вопросов и без них), рассказывать сказку; умение находить отрывок текста по заданию (выборочное чтение).

Умение рассматривать и читать книжку из серии «Книжки-малышки», «Для самых маленьких»

Осознанное чтение вслух небольших знакомых и незнакомых текстов слогами с переходом на чтение целыми словами

Темп чтения вслух 25-35 слов в минуту

Освоение действия звукового анализа – называние последовательности звуков в слове; освоение способа слогового чтения с ориентировкой на гласный звук.

Развитие четкости произношения путём чтения чистоговорок и специальных текстов. Практические предметные действия со схемами и фишками, участие каждого в дидактической игре

2 класс

Текст и особенности его чтения.

Представление о тексте; заглавие, тема (о чём говорится), содержание (что говорится), основные мысли, главная мысль, структура текстов – начало, вступление, основная часть, концовка.

Уровень понимания текста.

2. Проект по чтению - Главная

Целевой комплексный проект “Мама, Папа и Я - читающая семья”. Целевая
группа. Учащиеся начальной школы. Основание для разработки проекта.
http://74332-s-004.edusite.ru/DswMedia/proektpochteniyu.doc

Понимание предметно содержания, обобщение, смысла, оценок, главной мысли.

Умение отличать текст от набора предложений, ориентироваться в его структуре; понимание смысловых взаимосвязей в тексте, нахождение смысловых частей (по заголовку, вопросам)

Овладение тремя уровнями понимания несложного текста. Понимание слов прямого и переносного значения, эмоциональной оценки слова. Умение контролировать своё чтение.

Осознанное чтение вслух и первоначальное освоение чтения молча. Темп чтения вслух 35-55 слов в минуту, молча – 45-65 слов.

Развитие речевого аппарата: чёткость и правильность произношения звуков.

Развитие поля чтения до двух слов.

Чтение чистоговорок и скороговорок

Ориентировка при чтении на сочетания слов внутри предложения.

Ориентировка на выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

Самопроверка по образцу повторного чтения.

3 класс

Чтение научно-популярных статей, очерков и художественных произведений разных жанров (рассказы, сказки, басни, стихотворения, малые жанры)

Разновидности текста: повествование, описание, повествование с элементами рассуждения.

Выразительное чтение художественных произведений

Выразительное чтение научно-познавательной статьи

Средства речевой выразительности

Научно-познавательный текст. Умение ориентироваться в причинных и последовательных связях статьи, вычленять главное, сопоставлять факты, доказывать, делать выводы, высказывать свои суждения, составлять план и пересказывать статью.

Художественные произведения.

Умение читать рассказ, стихотворение, сказку, басню, пословицу, ориентироваться в их структуре, содержании.

Умение соотносить поступок героя с его мотивом, выражать своё отношение к герою, событиям, фактам.

Умение замечать слова, ярко описывающие события, героя, картины природы, понимать как то или иное слово и выражение характеризует героя.

Умение замечать эмоционально-оценочные слова.

Умение разбираться в смысле несложного рассказа, пересказывать его с творческой обработкой.

Умение ориентироваться в тексте типа повествования и описания, замечать особенности их построения.

Умение замечать эмоциональное состояние героев, «видеть» героя в его обстановке (рисовать словесную картину), оценивать его поступки и определять отношение к нему окружающих персонажей и автора; умение определить задачу своего чтения перед слушателями и точно передать смысл событий.

Умение чётко по логически законченным смысловым частям прочитать статью, выделив при чтении в ней самое важное

Умение пользоваться средствами речевой выразительности: паузой, логическим ударением, варьировать темп чтения, владеть окраской голоса в зависимости от содержания текста

Осознанное чтение вслух и молча научно-познавательных и художественных произведений. Темп чтения вслух 65-75 слов в минуту, (при чтении молча – на 20-30 слов больше).

Формирование гибкости чтения – умения менять темп и способ в зависимости от задач чтения.

Развитие поля чтения до трёх слов (20-25 знаков).

Ориентировка на пошаговые действия при формировании каждого умения, определение порядка, последовательности действий.

Ориентировка на практические действия с текстом – пометки, подчёркивания, выделение главного и т.д.

Составление графических схем текста, связей его смысловых блоков.

Самоконтроль по готовым эталонам.

Знание способов различения и построения разновидностей текста

Знание приёмов «словесного рисования», выявление задачи чтения и других способов действия

Составление партитуры чтения: определение действующих лиц, их текста, эмоциональных помет, пауз разной длительности, логических акцентов

4 класс

Самостоятельное чтение произведений разных жанров, детских книг, периодики, учебников

Художественные произведения

Научно-популярные статьи

Учебная и детская книга

Умение самостоятельно читать научно-популярную статью, художественные произведения, детские и учебные книги

Понимание мотивов, поступков героев, умение определять свою и авторскую позицию по отношению к персонажам.

Умение отобрать материал, относящийся к одному событию или герою, рассказать кратко, подробно, выборочно прочитанное.

Умение выразительно прочитать сказку, стихотворение, рассказ, былину, пользуясь средствами выразительности в соответствии с задачей чтения.

Различение структуры сказки, стихотворения, различного видов рассказов; умение различать изобразительные средства в произведении

Умение осуществлять смысловую обработку текста: находить смысловые части, основное содержание и основные мысли, главную мысль, самостоятельно составлять план статьи и пересказывать её подробно и кратко

Программа «Читающая школа» - Школа Сотворчества

Программа «Читающая школа» разработана в соответствии со
стратегическими целями и задачами реализации городского проекта «Год
чтения» и ...
http://rado70school.ru/upload/text/otkritaya-shkola/chitayuschaya-shkola.doc

Умение ориентироваться в структуре учебной книги, отыскивать материал по оглавлению, умение пользоваться заданиями; умение самостоятельно ориентироваться в круге чтения, газете, журналах, составить отзыв о прочитанном

Самостоятельное осознанное выразительное чтение текста вслух с темпом чтения 75-90 слов

Осознанное чтение текста молча, превышающим чтение вслух на 50 и более слов, развитие поля чтения до 35 знаков (4-5 слов). Понимание значения и смысла произведений.

Ориентировка на восприятие целого. Понимание абзацев, смысловых частей

Самостоятельное ориентирование в учебной и детской книге

Самостоятельное чтение молча, использование основных способов самостоятельной работы с текстом и книгой (как читать художественный и научно-популярный текст, упражнения и правила на уроках родного языка)

Составление плана и пересказа с ориентиром на конкретные операции.

Выделение опорных слов. Составление графической модели.

Практическое составление каталожных карточек, аннотаций на книгу (по образцу)

Рекомендации, направленные на повышение интереса к чтению у младших школьников

РОДИТЕЛЯМ УЧИТЕЛЯМ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЯМ

(мероприятия)

  1. Главное – заинтересовать!
  2. Стимулируйте интерес к чтению, высказывая одобрение, похвалу.
  3. Пример родителей (показывайте ребенку собственным примером интерес к чтению: эмоционально делитесь впечатлениями о прочитанном, зачитывайте понравившиеся отрывки, эпизоды.)
  4. Совместное чтение, рассматривание картинок.
  5. Чтение перед сном: вслух, по очереди.
  6. Покупайте книги, дарите их.
  7. Посмотрев фильм – прочтите книгу или сделайте наоборот.
  8. Выбирайте хорошо иллюстрированные книги, читайте комиксы, смотрите диафильмы.
  9. Разгадывайте кроссворды, ребусы, шарады.
  10. Делайте тематические подборки: например о путешествиях, о динозаврах и др.
  11. Полка с книгами у ребёнка должна быть отдельной.
  12. Изготавливайте самодельные книжки вместе с детьми.
  13. Чтение книг в начале каждого урока (3-5 минут).
  14. Выразительное чтение учителем изучаемого произведения с остановкой на самом интересном месте.
  15. Заучивание понравившихся отрывков.
  16. Организация книжных выставок.
  17. Обсуждение прочитанного.
  18. Иллюстрирование произведений.
  19. Написание творческих сочинений с продолжением.
  20. Составление кроссвордов по прочитанному произведению.
  21. Выполнение упражнений развивающего характера (для развития мышления, техники чтения и понимания прочитанного), в т. ч. по методу В.Б. Эдигея.
  1. Выставка «Лучшая книжка-самоделка».
  2. Конкурс чтецов.
  3. Инсценирование.
  4. Турнир «Лучший поэт класса (школы)».
  5. Коллаж по сказкам…
  6. КВН
  7. Книжные фестивали (посещение ВВЦ, ЦДХ – игры, дискуссии).
  8. Классные часы литературных путешествий по произведениям (авторские вечера).
  9. Библиотечные уроки.
  10. Семейный конкурс «Мама, папа, я – читающая семья».

Ожидаемые результаты

В результате освоения программы младшие школьники будут:

  • читать тексты разных жанров и видов со скоростью чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • осознавать место и роль литературного чтения в познании окружающего мира, понимать значение литературного чтения для формирования интеллектуальной (общей) культуры человека;
  • работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и нравственной сущности;
  • применять анализ, сравнение, сопоставление для определения жанра, характеристики героя;
  • осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;
  • работа со справочно-энциклопедическими изданиями;
  • уметь работать с различными источниками информации.

Способы проверки результатов освоения программы:

  • проведение тестов, анкетирования учащихся творческого уровня;
  • карточки-задания по ориентировке в структуре текста;
  • проверка совершенствования техники чтения и понимания прочитанного;
  • активное участие в мероприятиях школы.

Техническое обеспечение:

  • компьютеры,
  • мультимедийные проекторы,
  • принтеры,
  • сканеры;
  • микрофоны

Методическое обеспечение:

  • пополнение и обновление библиотечного фонда современной и классической детской литературой;
  • пополнение книгами для коллективного чтения.

План проведения мероприятий по реализации программы

«Читающий ученик»

на 2-3 триместр 2011-2012уч. год

МЕРОПРИЯТИЯ ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННЫЙ 1. Рассмотреть предложенную программу на заседании М/О учителей начальной школы. январь 2012 г. Сонина А.А. 2. Включить программу «Читающий ученик» в план работы м/о уч. нач. школы в 2012-2013 учебном году и начать работу по ее осуществлению Январь 2012 г. Сонина А.А

Крупнова С.А.

Педагоги и воспитатели ГПД

3. Литературный час (клубный). Один раз в неделю. Воспитатели ГПД 4. Включить в повестку дня родительских собраний вопрос о необходимости и важности данной программы в школе и об активном взаимодействии родителей с педагогами для успешной ее реализации. февраль 2012 г. Классные руководители 5. Библиотечные уроки. февраль 2012 г.

1раз в месяц (для каждого класса)

Библиотекарь

Карчевская Н.Ю.

6. Конкурс чтецов (по заданной теме) февраль, март. Карчевская Н.Ю., классные руководители. 7. Неделя детской книги. Юбилей К.И.Чуковского (коллективное творческое дело) март 2012 г.

(по плану)

Библиотекарь

Карчевская Н.Ю.,

классные руков.,

вожатые, зам.дир. Крупнова С. А.

8. Конкурс коллажей по сказкам март 2012 г. Жюри конкурса

кл. руководители

9. Коллективный выход в районную библиотеку №66(по приглашению) апрель 2012 г. Класс.руковод.

Воспитатели ГПД

10. КВН по сказкам апрель 2012 г. Вожатые

Казакова М.С. Куприянцева Е.П..

11. Классные часы по теме: «Мама, папа, я - читающая семья» По графику проведения классных часов. Классные руководители 12. Конкурс на лучший читательский дневник, книжку-самоделку. Май 2012 г. Жюри конкурса






Источник: http://399sch.ru
2015-07-04. . .

Развитие Цзы Хуа-Цзы и Чжань Хэ идей Ян Чжу

Развитие Цзы Хуа-Цзы и Чжань Хэ идей Ян Чжу Взгляды Цзы Хуа-цзы. Хотя влияние идей Ян Чжу а «ценности жизни» и «себялюбии» на общество того времени и не было так велико, как об этом говорил Мэн-цзы, хотя он и не мог оспаривать у философской школы Мо-цзы господствующее положение в идеологии, однако оно давало знать о себе.
2014-04-26. . .

В школах Перми завершен карантин

В школах Перми завершен карантин 17 мар 2014 12:00 0 511 Автор: Никита Козлов В городском департаменте образования сообщили о снятии режим карантина, введенного в связи с эпидемией ОРВИ и гриппа.
2014-10-14. . .

Эзотерика

   Эзотерика – наука, занимающаяся всеми магическими и сверхъестественными действиями, вещами и существами.
2014-07-06. . .

Контакты