День учителя: спасибо, что конца урокам нет





Если разобраться, этот праздник касается всех без исключения: празднуют учителя и ученики, а как минимум к одной из этих групп не может не отнести себя каждый из нас с вами. А уж поздравления или соболезнования прозвучат в этот день в адрес представителей одной из древнейших и, бесспорно, наиважнейшей профессии - зависит не только от нас с вами. Профессия учителя сегодня - призвание или приговор, предлагает разобраться портал OPEN.BY.

Итак, попробуем начать с позитива. Профессия учителя, безусловно, одна из самых благородных и созидательных. Судите сами: в классы приходят и попадают в руки учителей дети, которые не умеют практически ничего: не пишут, не читают, мало общаются. Проходит каких-нибудь 10 лет - и вот пожалуйста: перед нами взрослый человек, умеющий поддержать как устную, так и письменную коммуникацию да еще и не на одном языке, способный сформулировать и доказать свое мнение по любому вопросу (особенно по тому, который его совершенно не касается), готовый сделать абсолютно правильный жизненный выбор и строить светлое будущее для нас же с вами. И кто совершил это чудо и превратил ребенка во взрослого на глазах у изумленной публики? Ответ очевиден - учитель, которому, стоит признать, это превращение с каждым годом дается все сложнее.

В служебные обязанности любого педагога входит не так уж много. Он должен быть профессионалом своего дела, уметь ставить перед собой цели и задачи и с успехом их достигать, учитывать личные качества каждого ученика и развивать лучшие из них, корректируя недостатки, постоянно повышать собственную квалификацию и развиваться в профессиональном отношении, вести внеклассную работу и научную деятельность, совершенствовать учебный процесс и принимать участие в работе методческих объединений. Вроде бы не так и много, правда? Другое дело, что, практически по Солженицыну, каждый из этих пунктов можно легко "толковать расширительно", а в результате (и это нельзя не заметить) учитель превращается в своеобразного "мальчика для битья", на которого можно сгрузить никому другому не нужные обязанности и с которого можно спросить за все. Не верите?

Кто посещает многочисленные мероприятия, с избытком запланированные в многочисленных Ледовых дворцах, выросших по всей стране? Кто "с удовольствием" подпишется на все газеты и журналы и поднимет их тиражи? Кто войдет в комиссии по многочисленным выборам в самые разнообразные органы власти и просидит до глубокой ночи в свой выходной день на избирательном пункте, сначала принимая голосующих, а потом подсчитывая голоса? Кто проследит за неблагополучными семьями и на кого можно обрушить праведное негодование общества в случае, если в этих семьях "случилось страшное"? Кто отвечает за жизнь и здоровье детей всегда и везде? Кому можно позвонить в любое время и поинтересоваться оценками, поведением и перспективами развития "отпрыска" и с кого спросить, если это развитие не так успешно, как нам представлялось в розовых мечтах? Это и еще многое другое беспрекословно выполнит учитель, а после этого "повысит свою квалификацию", сделает уроки на завтра, проведет внеклассное мероприятие и займет детей в пресловутый "шестой день". Да, и еще учтите, что школа в последнее время бесконечно реформируется, и ко всем этим реформам учитель должен не только приспособиться, но и объяснить всем заинтересованным сторонам важность и необходимость перемен. Ситуация доходила до абсурда, когда одному и тому же поколению учителей пришлось объяснять одним и тем же детям и родителям, почему сначала было совершенно необходимо ввести 12-летнее образование, а потом отменить его, сжать программу и пройти за один год двухлетний курс.

Школьная форма, деньги на обеды, попечительские советы, платные услуги и факультативы, репетиторство - легальное и не совсем - и еще многие другие вопросы находятся в компетенции учителя и требуют неукоснительного исполнения, хотя порой противоречат сами себе. Основная проблема сегодняшнего педагога в том, что он находится не между двух, а между нескольких огней и вынужден принимать их все на себя. Живой пример: учитель ни в коем случае не должен заниматься вымогательством и требовать деньги с родителей или учеников. С другой стороны, каждое учебное заведение получает план по платным услугам, и цифры, которые в нем стоят, поверьте, совсем не детские. Мало того, поскольку мы привыкли работать на опережение, то, выполнив (чудом) план за определенный период, школа получит следующий, в котором цифры будут на порядок выше. Скажите, стоило ли напрягаться и стремиться "выполнить и перевыполнить", если "в награду" получишь "дополнительные обязательства". А ведь еще учителя могут заставить выбивать с проблемных семей долги по квартплате, как это было в Минске, что с учетом "гендерной проблемы", когда большинство учителей - женщины, звучит как-то смешно. Кстати, идея привлечь в школу мужчин, необходимых для нормального воспитания учеников, давно будоражит "высокие умы", но как сделать это без материальных затрат, пока не ясно, а то, что тратиться на школу не хочется - совершенно очевидный факт.

Централизованное тестирование и школьные экзамены, требования которых не совпадают между собой, реформа белорусской орфографии, вызвавшая необходимость за совсем "не жирную" зарплату полностью обновить библиотеку "филолога-белорусиста", дежурство по школе, в столовой, на дискотеках, в "местах скопления молодежи", вина за все, всех и перед всеми, финансовые сложности и вечная нехватка свободного времени на личную жизнь и собственную семью - одумайтесь, какой мужчина выдержит это практически "за бесплатно". А ведь это правда, профессия учителя во многом альтруизм, ведь средняя зарплата педагога -780 тыс. рублей, и за это нужно приобрести канцтовары (включая расходные материалы для оргтехники - да, учителя сегодня вынужденно продвинутые), закупить методическую литературу и программы по предмету, которые обновляются в рамках "вечных реформ" ежегодно ("на книжки" каждый месяц дополнительно выдают по 7 500 рублей, где вы видели литературу по такой цене, напишите мне), одеться так, чтобы было не стыдно выступить перед детьми и их родителями, что-то еще забыли… Ах, да, прокормить себя и свою семью, оплатить коммунальные услуги, купить проездные каждому члену семьи или совесть, чтобы ездить зайцем, и многое другое, но деньги все равно уже кончились, так что перечислять дальше нет смысла. Невеселые картинки, правда.

Есть еще одна сторона медали, и она тоже не радует: учитель, в представлении бывшего советского человека, не имеет права на личную жизнь. Если редактор, повар, журналист, доктор или дворник представляет свою профессию только в рабочее время, учитель несет это гордое звание всегда. Не верите? А как вам конкурс "Мисс-грудь", который недавно проходил в Минске. Кто занял там первое место? Правильно, учительница французского языка, которая к моменту своей "сомнительной" победы проработала в школе неполных две недели, но тем не менее этот факт вызвал горячие дискуссии на страницах газет и многочисленных интернет-изданий о глубоком кризисе в системе образования. А вот ответьте хотя бы сами себе на вопрос, знаете ли вы, представители еще каких профессий участвовали в этом конкурсе. Ну, например, кто занял второе место? Или третье? Врач, библиотекарь, студентка, менеджер? Вот и получается, все это профессии, а учитель - образ жизни? И не имеет права? И не может? И должен всегда и постоянно соответствовать? И быть наглухо застегнутым? Какая-то однобокая позиция, которая не может вызвать ничего, кроме отторжения. Вот и теряет наша школа людей, которые способны найти своим знаниям и способностям лучшее применение. И именно из педагогов прошедших "огонь и воду" школьной жизни, вырастают кадры, которые в дальнейшем могут справиться с любыми условиями работы и выполнить любые задания.

Как-то все пессимистично в такой светлый праздничный день. Есть ли позитив в работе учителя, спросите вы. Да сколько угодно. Это постоянное общение с учениками, которые не устают поражать ежедневно и ежечасно, и, что бы ни говорили про современную молодежь, а то, что с ними все интереснее - это бесспорно. Из  других плюсов: вечная молодость - учителю некогда состариться, постоянное развитие - кто остановился, тот отстал, масса вариантов для творчества - от олимпиад и ЦТ до написания конкурсных сочинений и (даже!) научных работ. И еще, сколько бы ни говорили об "отсроченных результатах" работы педагога, а ведь наоборот - каждый день и час видишь развитие тех, в кого вложил столько труда и усилий и идешь домой с чувством хорошо выполненного долга, когда "любимый" ученик сделал в диктанте не 15, а всего 10 ошибок или решил полторы задачи вместо половины. Это профессия, где неизбежно постоянное общение, где никогда не остаешься один и уж точно не соскучишься. Да, с каждым днем творчества и удовлетворения все меньше, а бумажек и бюрократии все больше, и все-таки именно вам, учителям, сегодня позвонят бывшие ученики, которые давно привели в свои бывшие классы собственных детей, и снова оживут детские глаза на фотографиях, и зазвучат голоса наших 1 "А", 6 "В" и 11 "Б", и запахнет мелом и тетрадями, цветами и школьной столовой… Было как вчера, и всегда будет - конца урокам нет.

Здоровья вам, счастья и вдохновения, наши дорогие учителя! А уж терпения и оптимизма вам не занимать!

Арина Родионова, OPEN.BY 4







Источник: http://www.news.open.by
2016-01-04. . .

Как учить стихи наизусть

Заучивание стихотворений напамять - одно из важных заданий школьных домашних работ. Это не только обогащает кругозор вашего ребенка новыми произведениями, но и тренирует его память, учит систематизировать запоминаемую информацию, развивает интеллект.
2014-07-12. . .

Сенсация на Всероссийских соревнованиях школьников по мини-футболу

Сенсация на Всероссийских соревнованиях школьников по мини-футболу Увеличить шрифт A A A ИА SakhaNews.
2015-04-11. . .

Как выучить английский язык - несколько хороших способов

Много людей в наши дни желают изучить английский язык. Оно и понятно, так как на данный момент без английского языка - никуда.
2014-06-02. . .

Контакты