Модернизация системы управления спортивно ориентированным физическим воспитанием школьников на примере г. Чайковский





Модернизация системы управления спортивно ориентированным физическим воспитанием школьников на примере г. Чайковский

Произошедший в 90-х годах общесистемный социально-экономический кризис привел к тому, что государство в значительной степени ушло из образования, которое, в свою очередь, должно было само бороться за выживание.

Последствиями данного явления стали значительное сокращение объемов финансирования образовательных учреждений, отток педагогических кадров, замедление процесса конверсий инноваций в школьную среду.

Все это определенным образом не могло не сказаться на мотивационноценностном отношении населения страны к физической культуре. Занятия в школе с применением классно-урочной технологии, нацеленной на физическую подготовленность и формирование двигательного опыта, по мнению В.К. Бальсевича, Л.И. Лубышевой, Н.Н. Визитей, оказались не способными повысить общую, в том числе и двигательную, культуру у детей, подростков и учащейся молодежи.

МЦФЭР: Журнал "Управление образовательным учреждением в ...

Журнал "Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах"
- всероссийский отраслевой журнал для директора школы и заведующего ...
http://www.mcfr.ru/journals/59/85/

По многочисленным исследованиям, проведенным всероссийским центром исследования общественного мнения, видно, что предмет школьной программы «физическая культура» в конце прошлого - начале нового столетия утратил свои передовые позиции.

С выходом из кризиса и ростом экономики страны, повышением внимания со стороны государства к бюджетной сфере социокультурного направления жизнедеятельности общества в начале двадцать первого века законодательной и исполнительной властью были предприняты меры по реформированию системы образования. Одним из приоритетных направлений модернизации российского образования является изменение характера управления самой системой на всех ее уровнях. Предпринятые нами в 2002 году шаги по реформированию школьного физического воспитания в г. Чайковском также предусматривали обновление структуры управления муниципальным спортивно ориентированным физическим воспитанием.

Анализ данных литературы показал, что вопросы организации управления на муниципальном уровне в сфере физической культуры и спорта в последнее время достаточно востребованы исследователями [4-6]. Вместе с тем, мы обнаружили некий исследовательский вакуум относительно концептуальных положений, касающихся внутренней структуры управления технологией спортивно ориентированного физического воспитания (далее СОФВ) в общеобразовательном учреждении. Поэтому в проектно-исследовательской деятельности по формированию муниципальной системы спортивно ориентированного физического воспитания школьников, приоритетным для нас являлось создание оптимальной модели управления новой формой физического воспитания на уровне школы.

На рис. 1 представлена адаптированная к современным нормативно-правовым условиям схема управления СОФВ на примере одной из экспериментальных школ, реализующих выше указанную технологию.

Исходным пунктом формирования современной системы управления образовательным процессом в школе является создание Совета образовательного учреждения, который в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании» (ст.32 п.2) является высшим законодательным органом.

Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах

Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах ...
Ежемесячный журнал для директора школы и заведующего детским садом!
http://www.menobr.ru/products/198/

Рис. 1.
Схема управления СОФВ в школе

Из рисунка следует, что вопросы планирования образовательной политики находятся в юрисдикции Управляющего совета (далее УС), тогда как выполнение планов возложено на административный ресурс.

Администрация школы (далее АШ) - орган непосредственного управления школой, который действует на основе принятых УС локальных актов.

Директор школы как руководитель администрации является исполнительным субъектом управления школой. Его деятельность, как, впрочем, и деятельность всей школы, становится прозрачной для общества, заинтересованного в имиджевой политике образовательного учреждения. В состав АШ входят должностные лица из числа педагогического персонала, получившие одобрение педагогического совета (далее ПС). На практике, в образовательных учреждениях, где отсутствует демократическая и консалтинговая составляющая системы управления, директор в аппарате администрации единолично назначает своих заместителей.

АШ реализует свои управленческие функции в виде нормативных актов, приказов и распоряжений, обязательных для исполнения педагогическим, хозяйственным, учебно-вспомогательным персоналом и учащимися.

Вопросы, касающиеся научно-методического сопровождения учебновоспитательного процесса, традиционно делегируются заместителю руководителя по научно-методической работе. Данный сотрудник аппарата управления курирует работу школьного методического совета (далее МС). В его ведении - вся инновационная деятельность школы. С помощью МС разрабатывается план действий всех учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования по реализации СОФВ.

Главными исполнителями идей СОФВ являются профессиональные объединения учителей физической культуры и педагогов дополнительного образования (методические объединения). Как показывает опыт управления системой образования ряда общеобразовательных учреждений городов Пермского края, методические объединения учителей могут преобразовываться в структуры: кафедры, комитеты и другие общественно-профессиональные союзы (см. рис. 1).

Школа управления образовательным учреждением - Форум Медиа

Школа управления образовательным учреждением. Версия для печати. Тип
издания: Журнал Артикул: 4200. Цена: 4600 р. плюс НДС (18%) Бесплатная ...
http://www.forum-media.ru/catalog/detail.php?ID=555

Внутри каждого объединения для доведения принятых решений в верхних эшелонах системы управления до каждого учителя физкультуры, тренера по виду спорта могут быть коллегиально избраны руководители данных объединений (старшие учителя, заведующие кафедрами, председатели советов). Деятельность таких объединений напрямую связана с учебным процессом. В связи с тем, что ежегодно в Пермском крае проходят конкурсы учебно-исследовательских работ учащихся школ, в функцию предметного объединения включены вопросы мотивирования учащихся к исследовательской деятельности. Таким образом, при профессиональном союзе учителей физкультуры и педагогов дополнительного образования может организоваться научное общество учащихся (НОУ).

Опыт реализации данного направления в экспериментальных школах города Чайковского показал, что организованная научная деятельность учащихся позволяет не только создать положительный имидж администрации школы, но и увидеть (научно зафиксировать) проблемные моменты в реализации СОФВ, что невозможно сделать в обычных условиях учительскому коллективу по причине недостаточности времени и условий.

Важным звеном в системе школьного управления образованием, на которое возложены функции тьютерства, является педагогический совет. Вопросы, касающиеся изменения регламента учебных занятий; форм, объема по продолжительности разовой и недельной нагрузки их проведения, должны быть согласованы с ПС.

Сама процедура согласования необходима и с позиции привлечения к инновационным преобразованиям сторонников, способных лоббировать идеи новшеств. Мнения ПС учитываются Управляющим Советом (УС) при разработке и обсуждении локальных актов.

В связи с тем, что в основе СОФВ заложены идеи личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса на основе применения современных психолого-педагогических и психологофизиологических теорий обучения, воспитания и развития личности, некоторые вопросы требуют согласования с совещательными органами, такими как совет старшеклассников, родительский комитет, совет коллектива физкультуры, если таковые предусмотрены в Уставе школы.

Рассмотрим более подробно структуру Управляющего Совета и покажем его роль в реализации СОФВ.

1. Организационно-педагогический сектор:

  • рассматривает учебный план;
  • рассматривает кандидатуры учительской общественности для руководства учебно-тренировочной группой;
  • оказывает поддержку учителю в конкурсах «Педагог года», «Мастер классов» и других формах продвижения профессиональной компетентности специалистов в сфере физической культуры и спорта;
  • курирует подготовку к участию школьников в конкурсе исследовательских работ по здоровьесбережению.

2. Финансово-хозяйственный сектор:

  • составляет финансовый план для претворения в жизнь программы развития здоровьесбережения в школе;
  • контролирует финансовые поступления и расходы, касающиеся физической культуры и спорта;
  • оказывает содействие руководителю образовательного учреждения по вопросам поиска средств на проведение физкультурно(спортивно)-массовой работы в школе.

3. Спортивно-оздоровительный сектор:

  • разрабатывает годовой план проведения физкультурно(спортивно)-массовых мероприятий;
  • оказывает помощь в проведении запланированных профильных мероприятий;
  • совместно с органами здравоохранения организует мониторинг результатов программы здоровьесбережения;
  • контролирует и анализирует здоровьесберегающую среду в школе.

4. Информационный сектор:

  • осуществляет выпуск агитационно-пропагандистских материалов;
  • организует сотрудничество с городскими и региональными СМИ;
  • создает страничку «Здоровьесберегающая среда» на сайте школы.

5. Социально-правовой сектор:

  • готовит документы для участия в конкурсах городских, региональных, всероссийских и международных проектов;
  • разрабатывает нормативно-правовую базу для реализации проектной деятельности;
  • оказывает консалтинговые услуги по выше перечисленным вопросам;
  • представляет интересы школы в адвокатских, юридических конторах и суде.

6. Культурно-досуговый сектор:

  • организует встречу учащихся и их родителей со спортсменами;
  • организует тематические физкультурно-спортивные праздники и другие соревновательные акции;
  • проводит совместно с информационным сектором просветительские мероприятия в ученическом коллективе;
  • проводит конкурсы на лучшую организацию физической культуры в семье.

Опыт реформирования системы управления СОФВ показал, что важно помнить о силе традиций и привычек, запрещающих разрушительные действия там, где они затрагивают устоявшиеся интересы педагогов и учащихся.

В определенный период времени реальная система управления может принять двойственное очертание: сочетание старых и новых моделей управления. Задача администрации общеобразовательного учреждения в этом ортодоксальном положении – облегчить переход к новой системе терпеливым разъяснением, обучением и примером.

Рассмотренная внутренняя структура управления СОФВ на уровне школы, позволила нам не только повысить уровень физического состояния учащихся 5-8 классов, но и решить ряд вопросов, связанных с построением внешней структуры управления инновационной формой физического воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич, В.К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В.К. Бальсевич. – М. : НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 112 с.
2. Визитей, Н.Н. Физическая культура личности / Н.Н. Визитей. – Кишинев : Штиинца, 1989. – 110 с.
3. Лубышева, Л.И. Спортивная культура в школе / Л.И. Лубышева. – М. : НИЦ «Теория и практика физической культуры и спорта», 2006. – 174 с.
4. Маркелов, А.Г. Потребности и интересы молодежи как базовые факторы управления развитием физической культуры городского (муниципального) уровня : автореф. дис. … канд. Пед. наук / Маркелов А.Г. – Коломна, 2000. – 21 с.
5. Новокрещенов, В.В. Управление сферой физической культуры и спорта : правовые и организационные основы взаимодействия : монография / В.В. Новокрещенов ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Гос. образовательного учреждение высш. проф. образования, Ижевский гос. тех. ун-т. – Ижевск : Изд-во Иж ГТУ, 2006. – 137 с.
6. Филиппов, С.С. Муниципальная система физической культуры школьников / С.С. Филиппов, В.В. Жгутова // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. – 2003. – № 4. – С. 12-14.







Источник: http://bmsi.ru
2014-03-17. . .

Электронные средства обучения в дошкольном учреждении

Образование Электронные средства обучения в дошкольном учреждении Подробности Категория: Образование Создано 08.
2014-07-07. . .

В городе Омске стартовал 4-й учебный сезон образовательного проекта «Школа УПРАВДОМА»

Открытие проекта состоялось 6 октября на базе Омского государственного университета им. Ф.М.
2014-12-11. . .

Контакты